Жестокое обращение с пожилыми людьми является серьезной нравственной и социальной проблемой современного общества, которая официально и публично признается лишь в последние годы. Физическое, психологическое и экономическое насилие в отношении пожилых людей может принимать различные формы.
Выборочный анализ информации, размещенной за период с января по сентябрь 2023 г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), показал наличие случаев прямой угрозы жизни и здоровью пожилых людей со стороны несовершеннолетних. Зафиксированы случаи издевательств, оскорблений, применения силы и избиения, зачастую с особой жестокостью и демонстрацией своего физического превосходства; зафиксированы случаи расстрела из пневматического оружия, а также убийства с применением огнестрельного и холодного оружия. Среди основных причин: высказанное замечание из-за неподобающего поведения, несогласие с мерами воспитательного воздействия (ограничения), или отказ в предоставлении денежных средств. Значительная часть указанных случаев не имела явных причин, осуществлялась, как правило, по отношению к случайным пожилым людям, которые не могут себя защитить. Отдельные случаи сопровождались съемками видео и последующей бравадой в контенте социальных сетей, размещались в сети Интернет. Случаи жестокого обращения с пожилыми людьми фиксировались и со стороны несовершеннолетних - близких родственников. Возраст участников вышеуказанных противоправных действий от 12 до 17 лет.
В целом, жестокое обращение с пожилыми имеет различные проявления[1]:
- нанесение травмы, причинение физической боли;
- ограничение свободы движения силой или с использованием сильнодействующих медикаментов, наркотиков;
- оскорбления, угрозы;
- игнорирование, разрыв связи без объяснения причин;
- упреки за возрастные нарушения слуха, зрения, памяти;
- изолирование от друзей и родственников;
- использование сбережений и имущества человека против его воли;
- отказ обеспечивать уход за человеком, если взяли на себя обязательство.
Жестокое обращение с пожилыми людьми имеет разные формы и может происходить в самых разных обстоятельствах, однако необходимо отметить, что агрессия по отношению к пожилым людям имеет свои характерные особенности, которые отличают ее от агрессии абстрактной: пожилые люди, как правило, не являются источником реальной физической угрозы (таким образом, физическая агрессия по отношению к ним не является оправданным защитным поведением); культурные нормы, как правило, особо осуждают агрессию по отношению к пожилым людям (соответственно, агрессия по отношению к ним не является культурно допустимой).
Таким образом, агрессия к пожилым людям значительно реже абстрактной агрессии является оправданным поведением, из чего следует, что важнейшим фактором проявления агрессии к пожилым людям является агрессивность как свойство личности некоторых людей, в том числе подростков.
Проблема агрессивности подростков обусловлена комплексом причин макросоциальной и микросоциальной природы, а также индивидуальнопсихологическими особенностями. Для организации профилактической работы целесообразно сочетать индивидуальный подход с системной профилактической работой, обеспечивая единство целей. Несмотря на то, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы, проявления агрессивного поведения обусловлены социальными моделями поведения - социокультурными нормами, - усвоенными конкретными индивидами[2]. Таким образом,
индивидуальную психологическую диагностику рекомендовано сочетать с анализом влияния макросоциальных и микросоциальных факторов.
В качестве главного макросоциального фактора роста агрессивности в обществе можно выделить формирование образа окружающего социального мира как враждебного и агрессивного, что создает у людей (в первую очередь у подростков) соответствующую оборонительно-агрессивную установку по отношению к нему. Брутализация общества, то есть ужесточение общественной жизни и легализация насилия и агрессивности, в значительной мере влияет на проявление агрессивности подростков как наиболее восприимчивой к новым социальным изменениям группы.
Особенный вред наносит институциональное насилие - существование организаций, основанных на агрессивном противопоставлении больших социальных групп («мы - они»), - а также сдвиг области дозволенного, при котором с течением времени происходит рост количества все более опасных деяний[3], становятся обыденными те формы негативного их воплощения, которые ранее культурально и не представлялись возможными. Кроме этого, увеличение темпа развития общества, цифровизация, внедрение современных коммуникативных технологий, когда старшее поколение уже не воспринимается младшим поколением как источник ценного опыта, является одним из факторов, обусловливающих межпоколенные конфликты[4].
Вероятность и уровень агрессивного поведения подростков зависит и от микросоциальных факторов - в первую очередь от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя в семье. Семьи с большой психологической дистанцией между родителями и детьми, семьи с критикой неудач ребенка и с автономным поведением отцов более склонны воспитывать детей с внешними проявлениями агрессии[5]. Увеличивает агрессивность детей количество и строгость наказаний в семье[6]. Стоит отметить, что показатели социально-экономического благополучия среды и семьи не связаны с подростковой агрессивностью напрямую6.
Следовательно, учитывая все социально-психологические факторы агрессивности, можно оказывать на них влияние в школе (образовательной организации), которая во многом формирует у обучающихся представления об окружающем мире, и имеет возможность воздействия на микросоциальное окружение обучающегося.
Меры по профилактике жестокого обращения с пожилыми людьми
среди обучающихся: системность и региональный подход
Указом Президента Российской Федерации 17 мая 2023 г. № 358 утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия). Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации является целью государственной политики по обеспечению безопасности детей.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством реализации задач Стратегии, в том числе в рамках деятельности по профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними, путем развития системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних; реализации восстановительных технологий при работе с детьми, в том числе совершивших общественно опасные деяния; профилактики проявления агрессивного поведения несовершеннолетних; противодействия вовлечению несовершеннолетних
в деструктивные сообщества и преступные группировки и иное.
С учетом реализуемой государственной политики по обеспечению безопасности детей и высокой социальной резонансности противоправных деяний, совершаемых несовершеннолетними в отношении пожилых людей, следует выделить высокое культуральное значение превенции жестокого обращения с пожилыми людьми в целях сохранения духовно-нравственных ценностей при формировании будущих поколений.
На уровне субъекта Российской Федерации при реализации Комплекса мер, а также при определении соответствующего комплекса (системы мер) и мероприятий в рамках обозначенного направления рекомендуется обеспечить включение в региональные программы (комплексы мер, планы и иное) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних дополнительных мероприятий по профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми.
Профилактика жестокого обращения с пожилыми людьми
среди обучающихся в условиях образовательной организации[7]
Общепрофилактический уровень - реализация рабочих программы воспитания. Общеобразовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы воспитания на основе федеральной рабочей программы воспитания. Профессиональные образовательные организации проектируют свою деятельность на основе примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Программы воспитания направлены на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России[8], приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе[9]. Воспитание у обучающихся уважительного отношения к людям старшего поколения, готовность оказывать помощь, активно выражать неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, умение оценивать свои поступки и поступки других людей с позиции их соответствия нравственным нормам и осознавать ответственность за свое поведение является одним из целевых ориентиров воспитательной деятельности образовательной организации.
Кроме того, важна организация занятий по усвоению семейных ценностей - ценностей создания и поддержания теплых и доверительных семейных взаимоотношений. Так, например, инструментом профилактики общего уровня является цикл занятий «Разговоры о важном», реализуемый в рамках внеурочной деятельности. В течение 2023 года для обучающихся 1 - 11 классов общеобразовательных организаций по всей Российской Федерации проводились занятия по сохранению исторической памяти, преемственности поколений в семье, внимательному отношению к пожилым людям: «Прорыв блокады Ленинграда», «Традиционные семейные ценности», «День защитника Отечества», «День Победы. Бессмертный полк», «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?», «День пожилых людей». В рамках Всероссийского проекта «Открытые уроки» обучающиеся общеобразовательных организаций приняли участие в специальном выпуске «Связь поколений», который был посвящен теме уважения к старшим. В ходе урока рассмотрены вопросы, почему важно уважать старших, знать историю и насколько важна роль бабушек и дедушек как воспитателей.
Специфический профилактический уровень - разработка комплекса мер, нацеленных на формирование ценностных установок, уважительное отношение и заботу о пожилых людях, включая информационно-просветительские
мероприятия. Пропедевтическая работа по данному направлению может существенно снизить риски деструктивного поведения обучающихся в отношении пожилых людей и нивелировать негативные социальные проявления в среде обучающихся.
Данные программы обладают значительным потенциалом по предупреждению жестокого обращения с пожилыми людьми в рамках реализации воспитательной деятельности в образовательной организации.
В связи с актуальностью темы жестокого обращения с пожилыми людьми образовательным организациям рекомендуется в своей деятельности акцентировать внимание на данной проблеме, организовать комплекс профилактических мероприятий и отразить их в рабочих программах воспитания.
В инвариантном модуле «Классное руководство» / «Кураторство», который предполагает непосредственное взаимодействие с обучающимися и их законными представителями, рекомендуется запланировать проведение тематических классных часов, организацию и проведение родительских собраний, посвященных профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми людьми; привлекать членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе / группе и образовательной организации с целью создания условий для разновозрастного взаимодействия.
В инвариантном модуле «Основные школьные дела» / «Основные воспитательные мероприятия» целесообразно инициировать организацию и проведение воспитательных событий, приуроченных к Международному дню пожилых людей (1 октября), Дню бабушек и дедушек (28 октября), а также через разработку социальных проектов, совместно разрабатываемых и реализуемых с участием социальных партнеров для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения.
В рамках реализации инвариантного модуля «Профилактика и безопасность» воспитательная деятельность, нацеленная на предупреждение жестокого обращения с пожилыми людьми, может быть включена в систему мероприятий по профилактике насилия и травли, юридического просвещения, в содержание курсов по обеспечению безопасной жизнедеятельности и занятий по оказанию первой медицинской помощи.
В рамках модуля «Социальное партнерство» / «Социальное партнерство и участие работодателей» рекомендуется организовать взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, поддерживающими людей пожилого возраста (например, «Старость в радость»), партнерство в рамках программы «Активное долголетие», участие обучающихся в лучших практиках для людей старшего возраста, прошедших Всероссийский отбор в рамках национального проекта «Демография».
Представляется целесообразным включить образовательные блоки по работе с пожилыми людьми и недопущению агрессии в отношении представителей указанной категории граждан в вариативный модуль «Добровольчество» («Волонтерство»).
Особое внимание стоит уделить членам педагогических коллективов (учителя, другие сотрудники образовательных организаций) пожилого возраста, важно демонстрировать по отношению к ним модели поведения, акцентирующие необходимость бережного отношения, заботы со стороны коллег и обучающихся.
В Перечне мероприятий, рекомендуемых к реализации в рамках календарного Плана воспитательной работы на 2023/24 учебный год, предусмотрены «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию принимающих установок, которые могут быть посвящены уважительному обращению с пожилыми людьми.
Примерный календарь воспитательной работы образовательной организации включает Международный день пожилых людей, что предполагает включение данной тематики в планы воспитательной работы классных руководителей, кураторов групп, наставников, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Наряду с вышеперечисленными рекомендациями, образовательные
организации могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать
профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с пожилыми людьми в зависимости от имеющихся у них инфраструктурных, кадровых, методических ресурсов и социокультурных условий.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ), в числе основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определены, в том числе: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
При этом, под антиобщественными действиями понимаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), включая организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу (то есть деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении перечисленных в указанной норме федерального закона категорий несовершеннолетних.
К ним относятся в том числе несовершеннолетние: совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности; совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Индивидуальная профилактическая работа также может проводиться с лицами, которые не указаны в пункте 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ, - в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики.
[1] Материалы Ассоциации волонтерских центров // «Профилактика жестокого обращения с пожилыми людьми: откуда в обществе такое отношение к старшему поколению и что с этим делать?» [Электронный ресурс]. - 2023. - URL: https://edu.dobro.ru/materials/profilaktika- zhestokogo-obrashcheniya-pozhilymi-lyudmi-otkuda-v-obshchestve-takoe-otnoshenie-k-starshemu- pokoleniyu-i-chto-s-etim-delat/
[2] Ковш, Е. М. Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения / Е. М. Ковш, Е. В. Воробьева, П. Н. Ермаков // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11, № 4. - С. 91-103.
[3] Юревич, А.В. Проявления агрессивности в современном российском обществе как психологическая проблема / А. В. Юревич // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 3. - С. 68-77.
[4] Хузеева, Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости / Г.Р. Хузеева // Психологические исследования. - 2017. - Т. 10, № 51. - С. 10.
[5] Разумова, Е.М. Связь семейных взаимоотношений и агрессивности подростков / Е.М. Разумова, А.В. Ярыгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 1(22). - С. 305-307.
[6] Реан, А. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социальноэкономического статуса семьи / А.А. Реан, И.А. Коновалов // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т. 1, № 1(33). - С. 23-33.
[7] По материалам ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» (Шестакова О.А., письмо от 16 ноября 2023 г. № 908-06).
[8] Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
[9] Пункт 32.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России от 3 мая 2021 г. № 287; пункты 14, 18.2.3 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.