Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Колл-центр 122, 8-3466-28-77-95
Регистратура 8-3466-28-12-60
628634, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, д. 2

banner2.jpg  БУ "Нижневартовская районная больница"

ЗАВИСИМОСТЬ КАК ИЛЛЮЗИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ?

                            ЗАВИСИМОСТЬ КАК ИЛЛЮЗИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ?
                                        

       «Проблемные», «трудные», «непослушные»
                                                             и «невозможные» дети, так же как дети
«с комплексами», «забитые» или «несчастные»
- всегда результат неправильно сложившихся
отношений в семье.
С.Б.Гиппенрейтер




Сегодня всё чаще звучат слова «наркомания» и «дети». Однако сочетание двух этих слов для многих родителей кажется несовместимым: со мной и моими близкими этого случиться не может. Увы, опыт многих благополучных семей показывает, что алкоголизм, табакомания и наркомания достаточно изобретательны в своём стремлении захватить всё новые и новые пространства, уничтожая потенциально прекрасные человеческие жизни и судьбы. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском этого зла.
Ошибка большинства родителей в том, что под наркотиками они подразумевают только запрещённые законом вещества, а алкоголь и табак не принимают всерьёз и не представляют себе ясно таящейся в них угрозы.
Воспитание детей, обеспечение духовного богатства, моральной чистоты, физического совершенства - важнейшая задача семьи. Условием благотворного влияния семьи на детей является высокая культура отношений в быту, в повседневном общении, активное стремление и умение родителей и всех взрослых её членов прививать детям высокие нравственные качества, эффективно предотвращать формирование несовместимых с интересами нашего общества взглядов, привычек, норм поведения. Однако этот процесс в существенной мере затрудняется тем, что значительная часть молодого поколения страдает от пагубного влияния употребления алкоголя, табакокурения и употребления наркотических веществ. Оно приносит обществу огромный моральный и экономический ущерб, подрывает здоровье молодого поколения, тяжёлым бременем ложится на семью, дезорганизуя её жизнь и воспитательные функции. Начиная с эпизодического употребления наркотических веществ, наркомания постепенно становится привычкой , а затем достигает тяжести пагубного пристрастия, полностью подчиняющего себе все интересы, взгляды, поведение и в конечном итоге судьбу человека.
Нет ни одной сферы нашей жизни- идёт ли речь о работе, учёбе, отдыхе, спорте, взаимоотношения в семье,- куда бы не вторгались наркотики, посягая на всё, что дорого человеку. Они отрицательно влияют на все стороны нашей жизни: экономику, быт, моральный облик и сознание людей.


Наркомания - социальное зло, несовместимое с жизнью в обществе.

Поговорка гласит: «Путь в тысячу километров начинается с первого шага». В развитии пристрастия к наркотическим веществам таким шагом становится первая доза наркотика. А затем это приводит к привыканию.

В жизни человека привычки играют важную роль, вполне оправдывая своё название, полезные - благоприятную, вредные - неблагоприятную. Как подчёркивал в своё время известный педагог К.Д.Ушинский, «воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них своё здание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие свои принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу». Поэтому родителям нужно активно способствовать формированию полезных привычек, предупреждая формирование вредных. Подростки в силу психологических особенностей возраста склонны порою противопоставлять себя окружающему миру, взрослым. И в этом важное значение для них приобретают как особенности их поведения, имеющие демонстративный характер, так и разного рода приметы их независимости и противопоставленности взрослым. Это хорошо сформулировал А.Макаров в следующих словах, приписываемых подросткам: « У нас свой мир. Хуже или лучше вашего «взрослого» мира, но свой собственный, и не замечать его невозможно. Да и попробуйте его не заметить, если именно он определяет всемирную моду и на одежду, и на причёски, и на музыку, и даже на стиль поведения. Не мы подражаем старшим, а старшие – нам. Но это лишь внешняя сторона дела. Между тем в нашем мире существуют свои неписанные законы, свои добровольно принятые правила, свой собственный, выражаясь учёным языком, свод ценностей…» Но насколько они хороши??? Избранность, отдаленность, обособленность молодёжного мира от огромного мира страны - это миф , жестоко мстящий тому, кто в него с готовностью уверует. Странно и даже дико вообразить себе отдельное юношеское общество, полагающее себя элитой человечества, культивирующее свои собственные «передовые» вкусы и снисходительно взирающее на остальную людскую массу. К счастью, в чистом виде это явление и невозможно. Однако и его идеальный облик способен заморочить юные головы. Всё это при определённых общественных условиях приводит к широкому распространению наркотиков среди подростков. В нашем обществе нашлись люди, готовые использовать психологические особенности подростков в интересах наживы. Во-первых, они играли на стремлении подростков к самостоятельности, умело подогревая эти стремления. Не случайно сейчас многие пишут и говорят о какой-то якобы «подростковой культуре», имеющей ряд особенностей, позволяющей ей претендовать на самостоятельность. В реализацию этого положения широко выпускаются различные товары, рекламируемые как товары «специально для подростков». Заодно утверждалось, что наркотики - неотъемлемая часть «подростковой культуры». Торговцы наркотиками идут даже на то, чтобы в течении некоторого времени раздавать их бесплатно.
Реализация преступного умысла людей, стремящихся любым путём нажиться на подростках, способствовала и уже отмеченная выше реакция подростков - группирование со сверстниками. Не случайно оказалось, что более 90% наркоманов начали употреблять наркотики в компании сверстников. Тот факт, что некоторые истеричные подростки порой склонны выдавать себя перед сверстниками или даже родителями за наркоманов, как отмечает А.Е.Личко, «свидетельствует, к сожалению, о том, что амплуа наркомана… пользуется привлекательностью в некоторых асоциальных подростковых группах».
Такие особенности подростков определяют и тактику поведения взрослых в случае подозрения на употребление подростками наркотиков. В лечебных целях необходимо обязательно разобщение подростка с его группой; при этом необходимо позаботиться о том, чтобы он мог найти себе место в другой группе, привлекательной для него, но более подходящей с точки зрения правильности его социального развития. Кроме того, если в группе подростков обнаруживается хотя бы один, принимавший когда-либо наркотик, необходимо тщательное изучение всех остальных членов этой группы.






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Одним из важнейших факторов, способствующих раннему приобщению детей к наркогенным «соблазнам», является неблагополучная психологическая обстановка в доме. В семье не всегда бывает лад. Иногда всё идёт вкривь и вкось. Родители недовольны детьми и друг другом, дети ссорятся между собой. Недостаток тепла, любви в семье может побудить у ребёнка желание привлечь к себе внимание окружающих любыми способами, в том числе и социально негативными. Только от умения, такта, терпения взрослых зависит характер их отношений с сыном или дочерью, а значит, и их физическое и душевное здоровье.
Развитию наркомании в подростковой среде способствует не только неправильное воспитание, результатом которого являются особенности психики подростков, но также и недостаточность просветительной работы, отсутствие антинаркотической настороженности родителей и других членов семьи.
Об отсутствии антинаркотической настороженности родителей говорит и довольно широкое распространение отдельных слов из лексикона наркоманов, например слова «кайф», свидетельствующего о наличии непроизвольных наркоманических представлений. Смысл выражения «ловить кайф» совершенно определённый. Оно означает сосредоточенное ожидание того особого психического состояния, которое может наступить, например, в компании, объединившейся в каком либо месте и ведущей неторопливый и часто малосодержательный разговор. Нормальной психике должно быть глубоко чуждо стремление «поймать» удовольствие, улавливать сам момент перемены состояния, стремиться к этому. Каждому разумному человеку должна быть чуждой мысль о том, что можно получить удовольствие путём приёма какого-то вещества, сама идея изменения своего психического состояния искусственным способом. Человеку приходится испытывать в жизни и радость, и горе, и естественным для него является стремление получить первое и избежать второго - но путём активной деятельности, достижением каких- то целей, преодолением каких- то препятствий.
Опасность развития наркомании возрастает, если подросток не понимает опасности приёма каких бы то ни было лекарств без специального врачебного назначения - понаслышке, по совету знакомых и т.д. Иногда один такой «добрый совет» может стоить здоровья на всю жизнь. Как отмечал Н.Керр, «физическая ткань наркотического паука создаётся незаметно и исподволь; ничего не подозревающая муха постепенно запутывается в петлях этой паутины, и как только крайнее усилие может её освободить, так и человека, попавшего в её сети, может спасти только посторонняя медицинская помощь».
Специфика наркомании заключается ещё и в том, что при определённом психическом предрасположении болезненное к себе пристрастие могут вызвать различные вещества: органические растворители, содержащиеся в клее, многие лекарства (элениум, седуксен, тазепам, триоксазан и т.д.) и поэтому привычка к самолечению должна всячески предотвращаться родителями. Особенно отчётливо роль психического предрасположения проявляется в действии снотворных средств (барбитуратов).
Развитие зависимости подростка от наркотического вещества связано с воздействием этого вещества на важнейшие психические процессы. Характерно при этом, что именно особенности воспитания оказывают влияние на течение определённых фармакодинамических процессов. Как писал в своё время известный немецкий психиатр Краффт-Эбинг, «недостатки воспитания составляют часто почти неодолимое препятствие для врачебных усилий».
Особенности формирования вредных привычек наглядно демонстрируют тесную связь, существующую между эмоциональной сферой, потребностями и деятельностью человека, а также связь между характером воздействия на ребёнка в процессе его развития и особенностями протекания в его нервной системе определённых процессов. Действуя первоначально на эмоциональную сферу, наркотические вещества затем превращаются в потребность и в этом качестве преобразуют деятельность человека; меняются при этом и такие высшие черты его характера, как взгляды, убеждения, его мировоззрение.
Анализ развития наркомании у подростков позволяет выявить и отчётливую цикличность протекания в нервной системе определённых процессов. Это нужно учитывать не только медицинским работникам, а также и родителям подростка.
Эмоциональная нестабильность, свойственная практически всем подросткам, может принимать крайние формы, называемые проблемным поведением. Неспособность к выбору, неумение решать свои проблемы, интеллектуальные и эмоциональные, вызывают у подростка постоянную тревогу. Если в детстве от чего-то страшного, непонятного можно убежать и уткнуться в мамины колени, то теперь, когда ты «взрослый» и «самостоятельный», этот вариант выхода из кризиса уже неприемлем, а потребность убежать и спрятаться по- прежнему существует. Попытка «убежать в наркотики» означает определённую незрелость личности, неготовность к пугающей взрослой жизни. Помимо недовольства собственным внешним обликом и незрелости «я», можно выделить следующие факторы риска:
- неуверенность в собственных силах,
-неуверенность в правильности выбора профессии, страх за своё будущее;
-низкая самооценка и непопулярность среди сверстников;
- неудачи в учёбе или на работе;
- поиск самореализации, самоутверждения в экстремальной ситуации;
- проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе.
Взрослеющий ребёнок неизбежно требует пересмотра взаимоотношений с родителями.
Одной из главных особенностей является стремление к автономии. Это проявляется в стремлении освободиться от лишней опеки и добиться хоть незначительной независимости. Ваш ребёнок пробует начать общаться с вами на равных. Даже если он по-прежнему зависит от вас материально, он пытается отстоять своё право на собственные идеи, мнения и суждения, нередко отличные от мнения родителей.
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ
Как это ни печально, чаще всего именно неготовность родителей пойти ему навстречу становится причиной серьёзного эмоционального кризиса и возникновения проблемного поведения ребёнка.
Возникает вопрос: КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ?
Причины трудностей ребёнка часто кроются в сфере его чувств. Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать родителям- это дать понять ребёнку, что они знают о его переживаниях, что родители заметили его состояние. В таких случаях взрослому как никогда надо активно выслушать ребёнка. Психологи советуют: если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши реплики- ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза- вопрос, не отражает сочувствия. А оно необходимо ребёнку!
Да, беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть не просто. Однако, отмечает Гипенрейтер, этот способ быстро завоюет симпатии, как только родители увидят результаты, которые он даёт. Их минимум три. Они также могут служить маркерами того, что родителям удаётся правильно слушать ребёнка.
1.Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается вдвое.
2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов слушать, начинает рассказывать о себе всё больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
При использовании «техник» активного слушания постепенно происходят два замечательных изменения в общении родителей и детей.
Первое: дети сами довольно быстро начинают активно слушать родителей.
Второе: родители ощущают, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, легче принимают его «отрицательные» чувства.


Наркомания - очень древнее социальное явление и весьма гибкое. Оно легко приспосабливается к любым достижениям цивилизации, общественным формациям, идёт нога в ногу с научно- техническим прогрессом и в XXI веке процветает не меньше, чем столетия назад. Происходит это по ряду причин. Во-первых, в обществе функционирует механизм наркотической преемственности поколений: младшие берут пример со старших и таким образом передают наркотическую эстафету следующему поколению. Во-вторых, коллективное употребление наркотиков стал основным способом общения подростков и обладает способностью вытеснять другие формы контактов. В- третьих к наркотикам происходит быстрое привыкание.
О вреде наркотических веществ написано много, однако главное внимание обычно уделяют отрицательному действию наркотиков на здоровье человека. Но для преодоления наркозависимости этих знаний недостаточно. Главное - понять, что употребление наркотических веществ безнравственно не только по своим последствиям, но и по существу, что наркозависимость- заболевание психики.
Распространение употребления наркотических веществ можно представить в виде системы, состоящей из трёх основных элементов. Первый: источник соблазна
- сам наркотик с его специфическим действием на психику человека и люди, употребляющие его; их «наркотическая практика» является примером для окружающих, пропагандой в пользу наркотиков. Второй: угрожаемый контингент (т.е. те, кто ещё не употребляет наркотики, но при определённых условиях может приобщиться к этому), это главным образом подрастающее поколение; устойчивость к наркотическому соблазну, к примеру наркозависимых, определяется наличием или отсутствием антинаркотических барьеров. Третий: пути и методы давления «наркотических лидеров» на окружающих, а также произвольная или непроизвольная пропаганда наркотических традиций и обычаев в произведениях литературы, кино и т.д. «Наркотические лидеры» оказывают интенсивное давление на не употребляющих и тем самым вовлекают их в употребление наркотиков.
У детей, подростков, молодёжи необходимо формирование устойчивости к наркотическому давлению микросреды воспитанием убеждений в безнравственности самого употребления наркотических веществ (а не только последствий этого) и чёткого знания всех особенностей поведения подростков, пристрастившихся к наркотикам. Необходимо всячески препятствовать любым попыткам тех, кто употребляет наркотики, воздействовать на подрастающее поколение. Антинаркотическое воспитание должно начинаться в семье, продолжаться в учебном заведении и завершаться в трудовом коллективе.
Важным условием преодоления наркозависимости является также правильная организация трудовой деятельности, воспитания, образования и досуга детей, подростков, молодёжи, взрослых людей, возможность достижения ими существенных и значимых результатов с положительным эмоциональным их подкреплением, достижением психологически комфортного состояния приемлемыми для общества способами. Для этого необходимо повышение психологической культуры педагогов, родителей, общественности, руководителей трудовых коллективов, эффективная деятельность психологической службы в учебных заведениях, использование снятия психологического напряжения (кабинеты психологической разрядки, консультации психотерапевта), формирование потребности в самостоятельных систематических занятиях физической культурой.
Врач психиатр –нарколог
БУ «Нижневартовская районная больница» Демидов Геннадий Анатольевич.

Возврат к списку


Колл-центр 122, 8-3466-28-77-95
Регистратура 8-3466-28-12-60
628634, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, ул. Энергетиков, д. 2